Заседание государственного совета

Ключевые слова:

19 декабря 2007 г. Президент России В.В. Путин провёл заседание Государственного совета, на котором рассматривался ход реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год.

Выступая на заседании, Президент заявил, что с крупными системными задачами ближайших лет связаны как дальнейший рост и повышение конкурентоспособности экономики, так и формирование сильной социальной политики. Решение этих задач в конечном итоге должно обеспечить России прочный статус одного из мировых лидеров.

Открывая заседание, Президент сказал, что речь пойдёт о том, каких реальных результатов уже удалось добиться, а также о том, каким образом и в какие сроки будут достигнуты все заданные ориентиры. На ближайшие годы поставлены крупные системные задачи. С их решением связаны как дальнейший рост и повышение конкурентоспособности экономики, так и формирование сильной, ориентированной на интересы граждан социальной политики.

На заседаниях Госсовета и его президиума мы неоднократно обсуждали выполнение отдельных положений Послания. Большая законопроектная работа проведена Правительством и Федеральным Собранием. Свой вклад внесли регионы, структуры гражданского общества, отечественный бизнес.

Считаю, что в результате совместных усилий нам удалось продвинуться по целому ряду направлений. Постепенно, но всё же растет уровень благосостояния граждан. Большие возможности открываются перед людьми для раскрытия их собственного потенциала и участия в решении насущных государственных проблем.

Далее В.В. Путин остановился на вопросах укрепления политической системы. Как вы знаете, нашей центральной задачей было обеспечение демократических выборов в Государственную Думу. Она решена. Выборы прошли при наиболее высокой за последние годы явке избирателей – более 64 процентов. Причём нынешний состав парламента поддержало абсолютное большинство голосовавших (более 91 процента). И это позволяет рассчитывать на уверенную, эффективную работу законодателей.

В уходящем году были также обновлены принципы формирования Совета Федерации. Усилена связь верхней палаты с регионами страны. Отныне субъект Федерации будут представлять граждане, проживавшие в нём не менее десяти лет. Отмечу, что значимые шаги были предприняты и в сфере национальной безопасности, охраны правопорядка. Но главное, мы начали решать самые сложные, копившиеся десятилетиями социальные проблемы. Проблемы, с которыми граждане сталкиваются в ежедневном режиме. И в этом году приняли решение о софинансировании за счёт государства добровольных пенсионных накоплений. Отмечу, это часть нефтегазовых доходов. Считаю, мы должны пойти дальше и провести системные меры по совершенствованию пенсионного законодательства. Я недавно говорил об этом на съезде «Единой России».

Касаясь других социальных задач, отмечу, что уже учреждён Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с уставным капиталом 240 миллиардов рублей (10 миллиардов мы уже направили в субъекты Федерации на ремонт ветхого аварийного жилья, на благоустройство).

Успешно реализуются задачи Послания по нацпроектам и демографической политике. И один из заметных результатов – это повышение в стране рождаемости и сокращение смертности. Рассчитываем, что проведение в 2008 году Года семьи даст дополнительные стимулы для улучшения демографической ситуации. Подчеркну: программы и проекты, вытекающие из разных задач Послания, должны быть увязаны в единое целое. И в этих целях должна быть прежде всего обеспечена согласованность в действиях федеральных ведомств, а также центра и регионов.

В завершение хотел бы напомнить, сказал Президент, что в 2000 году – когда был только учреждён Госсовет России – уже на первом его заседании рассматривался действительно масштабный и перспективный вопрос: стратегия развития государства на период до 2010 года.

Уже тогда (несмотря на многие трудности, с которыми сталкивалась в то время страна) мы с вами серьёзно думали об уверенном будущем развитии России. А сегодня для успешной реализации стратегических планов у нас есть все политико-правовые и экономические возможности.

Вы знаете, сейчас в Правительстве готовится концепция долгосрочного, до 2020 года, социально-экономического развития страны. Она должна стать настоящим руководством к действию на всех уровнях власти. И должна опираться на уже заявленные в Посланиях задачи.

Убеждён, мы в состоянии и обязаны эффективно использовать взятые государством планки развития, выполнить все обязательства и обещания. И вместе мы можем сделать качественные новые шаги к подъёму России, к росту благосостояния людей. Ответственность перед гражданами – это совсем не то, что делалось несколько лет назад, когда мы всё обещали, действовали в условиях несбалансированного бюджета и загоняли целые отрасли экономики в тупик, потом не знали, как из этого выбраться. Поэтому ответственность перед гражданами означает честный диалог с обществом. Честный, профессиональный подход к решению экономических и социальных задач.

С докладом о ходе выполнения положений Послания Президента Федеральному Собранию 2007 года выступил руководитель рабочей группы Государственного совета, глава администрации Липецкой области О.П. Королёв.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2007 года, отметил О.П. Королев, – это не задача на один год. Это цельная концепция первого этапа долгосрочного развития России, уверенность в социально-экономическом курсе страны, направленность на укрепление бюджетной политики государства, повышение благосостояния граждан России. Реализация его положений осуществлялась на основании поручений Президента Российской Федерации и распоряжений Правительства Российской Федерации. Федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, целым рядом муниципальных образований утверждались собственные планы мероприятий по реализации положений Послания.

Необходимость активного участия региональных и муниципальных властей в реализации задач, поставленных Президентом, диктуется продолжающейся и поддержанной всеми децентрализацией полномочий. В Послании текущего года было отмечено, что увеличение объёма полномочий региональных и местных властей является одним из главных критериев политической культуры и развития общества. В этой связи особую важность приобретают два аспекта – эффективность деятельности и наличие достаточной доходной базы федерального уровня власти.

Указом Президента Российской Федерации об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждены показатели оценки этой эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и тех, кто к этому имеет прямое отношение, в частности, субъекты Федерации налагают такую же оценку на органы местного самоуправления. Оценка осуществляется в социально-экономической сфере по следующим направлениям: развитие экономики, уровень доходов населения, политика безопасности, здоровье, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и жилищная политика. Достижению наилучших значений показателей будет содействовать выделение бюджетных грантов лучшим регионам.

Следует отметить, что во всех регионах разработаны собственные системы показателей, позволяющие всесторонне охарактеризовать эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Что касается доходной базы, то во многом наполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов зависит от качества и глубины работы по упорядочению земельных отношений, разграничению собственности на землю. Земельный налог – один из самых существенных источников доходов муниципального самоуправления, наиболее близкого гражданам уровня власти в стране. Кроме того, совершенно очевидно, что эффективный рынок земли является основой системы отношений собственности, важным фактором, стимулирующим активный инвестиционный процесс.

Основные задачи, поставленные в Послании 2007 года Президентом Российской Федерации, можно условно разбить на три крупных блока: развитие человеческого потенциала и духовности, создание комфортных условий для жизни человека и активизация усилий по приоритетным направлениям экономического роста.

В рамках первого направления была продолжена реализация приоритетов модернизации образования и здравоохранения, был принят ряд законов, направленных на совершенствование системы образования. В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году значительно расширилась программа поддержки инновационных вузов, впервые осуществлена государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

Далее в докладе было уделено особое внимание вопросам обеспечения жильем, социальной поддержки семей и базовых семейных ценностей, реализации демографической политики.

К числу базовых условий, формирующих основы долгосрочного экономического роста, относится развитие науки и фундаментальных научных исследований. С целью установления приоритетов исследований и обеспечения их устойчивого финансирования разработана программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 годы, а также комплекс мер государственной поддержки в 2009–2011 годах научных организаций, реализующих программы развития в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Хотелось бы особо отметить, сказал О.П. Королев, работу субъектов Федерации по выполнению Послания Президента Российской Федерации. Работа органов власти регионов сконцентрирована на достижении устойчивого экономического роста и роста благосостояния населения на базе реализации приоритетных национальных проектов, стимулирования инновационной деятельности, повышения эффективности государственного управления, оптимизации бюджетной и налоговой политики, обеспечения безопасных условий проживания населения и функционирования экономики.

Ведётся разработка схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, на их основе будут разработаны генеральные планы застройки территорий каждого муниципального образования, которые определят назначение территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальных инфраструктур.

В долгосрочной перспективе каждый субъект определяет для себя приоритетные направления развития экономики региона, которые соответствуют задачам, стоящим в Послании не только 2007 года, но и в ежегодных Посланиях Президента страны, и направлены на повышение уровня и качества жизни населения. Успешно заработали на территории России новые, учреждённые в этом году и успешно уже осуществляющиеся особые экономические зоны федерального и регионального уровней. В ближайшие 3–5 лет будут реализованы крупные проекты в сфере производства грузовых и легковых автомобилей, автокомпонентов, бытовой техники, металлургической продукции, строительных материалов, по созданию торгово-развлекательных центров и целого ряда других крупных межтерриториальных проектов.

Таким образом, реализация долгосрочных стратегических приоритетов как в экономике, так и в социальной сфере, обозначенных Президентом России в Послании Федеральному Собранию 2007 года, в конечном итоге уже принесла реальную отдачу всем гражданам вне зависимости от того, заняты они в промышленности или в сельском хозяйстве, в частном секторе или в бюджетной сфере, получают пенсию или учатся в школе, живут на востоке или западе страны.

Затем выступила Э. Набиуллина, министр экономического развития.

Результатом деятельности Правительства по выполнению Послания, сказала Э. Набиуллина, является не только количество принятых законодательных и подзаконных актов и не только действия по их реализации, сколько реальное улучшение в жизни людей. Поэтому позвольте начать своё выступление с обсуждения конкретных данных по вопросам, поставленным в Послании Президента в качестве приоритетных.

На фоне безусловно положительных показателей по снижению безработицы обостряется ситуация на рынке труда. Главная проблема не столько в физическом недостатке рабочей силы, сколько в несоответствии предложений труда в структуре спроса на рабочую силу со стороны бизнеса. Это несоответствие диктует требования по качественному изменению профессионального образования. Правда, в образовании мы уже в целом сформировали правовую базу системных изменений. На повестке дня – реализация заложенного в них потенциала, включая создание независимой системы оценки качества образования, интеграцию науки и образования, создание новых образовательных стандартов с учётом требований квалификации, которые предъявляет на сегодняшний день экономика. По сути, это переход к реальному непрерывному образованию, образованию в течение всей жизни, которое является основой инновационной модели экономики.

Начиная со следующего года федеральный бюджет будет формироваться на основе так называемого ненефтегазового баланса бюджета. При этом Резервный фонд будет выполнять функцию поддержания устойчивости бюджетной системы. Фонд национального благосостояния, его средства будут направляться на решение важнейших экономических задач, включая софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Закон по этому вопросу находится сейчас на рассмотрении в Думе. И в 2008 году также целесообразно принять все решения, которые необходимы для устойчивого функционирования пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

По мере решения первоочередных задач мы встаём перед необходимостью формирования долгосрочных подходов на основе заданных стратегических ориентиров. И теперь необходима комплексность, взаимоувязанность различных направлений: и развития отраслей, и развития экономики регионов, и вопросов обеспеченности инфраструктурой, ресурсами, кадрами. И в этих целях в Правительстве ведётся работа по долгосрочной концепции развития с горизонтом планирования до 2020 года. Она ведётся с привлечением широкого круга экспертов, бизнеса, и обязательно эта концепция должна быть увязана со стратегиями развития регионов. Я надеюсь, что к февралю эту задачу по разработке концепции, которая сегодня также была поставлена Президентом, мы решим.

Слово предоставляется Д.А. Медведеву, первому заместителю Председателя Правительства. Он отметил, что национальные проекты с самого начала действительно замышлялись и реализовывались как инвестиции в человека, но стали весьма эффективным стимулом для развития целых секторов российской экономики. И этот положительный эффект, или, как принято говорить среди экономистов, мультипликативный эффект национальных проектов очевиден.

В образовании те гранты, которые мы дали нашим ведущим вузам, способствовали развитию работы не только по традиционным, может быть, сейчас очень популярным специальностям, но и стимулировали приток студентов на такие специальности, как судостроение, энергетика, информационные технологии. За счёт этих грантов были переоснащены основные учебные аудитории, были переоснащены, по сути, сами учебные помещения этих университетов.

Таким образом, мне бы просто хотелось сделать вывод, что инвестиции в социальную сферу принесли очень существенную отдачу для экономики в целом. И мне бы представлялось правильным такого рода инвестиции продолжать.

Слово предоставлено губернатору Нижегородской области В.П. Шанцеву. Выполнение первоочередных задач в области развития социальной сферы, сказал он, а это и модернизация образования и здравоохранения, развитие культуры, механизмов социальной поддержки населения, реализация демографической и миграционной политики, совершенствование пенсионной системы, в первую очередь зависит от темпов и глубины преобразования в экономической сфере. Нам необходимо заработать ресурс для этих преобразований.

Наша область обладает развитой системой подготовки квалифицированных кадров всех уровней. Самое главное, что нам удалось сохранить её потенциал. Разработана и реализуется областная программа подготовки квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики области на 2007–2010 годы. Она направлена на ликвидацию дефицита рабочих и инженерных кадров в промышленности. Необходимо совершенствование налогового законодательства Российской Федерации в целях расширения возможностей участия работодателя в развитии учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Может быть, для разработки полной программы целесообразно создать специальную рабочую группу и обсудить впоследствии её результаты на заседании Государственного совета.

Затем выступил М.Г. Рахимов, Президент Республики Башкортостан. С учётом опыта республики, отметил он, хотелось бы заострить внимание на главном вопросе – на роли органов государственной власти в государственной стратегии решения жилищной проблемы. Одними рыночными механизмами в короткие сроки нам её не поправить. В Послании Президента страны поставлена важнейшая социальная задача обеспечения доступности жилья. Её можно решить только комплексным подходом, общими усилиями центра и регионов. В нашей республике впервые в России 10 лет назад создан специальный фонд жилищного строительства. Фонд позволил совместить государственную политику и рыночные подходы, стал полигоном поиска эффективных методов финансирования. Но есть ряд общих вопросов, требующих решения. Жилищные, градостроительные, земельные и антимонопольные законодательства пока ещё не доработаны, задерживается принятие ряда программ, учреждённых Государственной жилищной корпорацией.

Необходимо сохранить госзаказ на жильё, возводимое госпредприятиями, с продажей по себестоимости гражданам, стоящим в очередях при муниципалитетах. Земельные участки под такое жильё следовало бы выделить целевым назначением без аукционов. Для застройщиков нужны упрощённые схемы, возможно и освобождение их от налога на прибыль, как в 70-е годы делалось в Америке.

Востребована и адресная поддержка, то есть направление субсидий непосредственно на строительство, а не на приобретение жилья на рынке. Это позволит при тех же средствах помочь большему количеству семей.

Положение об отборе инвестиционных проектов в комплексном освоении территорий, утверждённое в мае, предусматривает критерии застройки, нереальные для большинства регионов. В итоге этот механизм поддержки жилищного строительства применён лишь в нескольких центральных субъектах Федерации. Усложнён и сам порядок направления в регионы предусмотренных средств из федерального бюджета. На наш взгляд, их следовало отдавать непосредственно в распоряжение органов исполнительной власти при жёстком контроле центром.

На местах виднее, как эффективнее использовать эти возможности. Надо здесь повышать значение регионов.

А в целом, Владимир Владимирович, очень много у нас федеральных органов. Очень сложно решать многие вопросы. Надо посмотреть, в конце концов. Нужно же доверие к регионам. Мы что, не знаем, где песок брать? Сейчас либо решение, так сразу без аукциона, сразу прокурор. Зато работа у прокурора появилась везде и всюду. Неужели нужно бумагу через аукцион или доску учителю в школе через аукцион?

В.В. Путин: Согласен. Сокращаем, сокращаем, не можем сократить.

М.Г. Рахимов: Половину надо сократить.

В.В. Путин: Козак вносил такие революционные предложения, нужно к ним будет вернуться.

М. Рахимов: Просто невозможно, даже шаг шагнуть невозможно – везде федеральные органы, дошли до районного центра уже, мест не хватает, где их размещать. Это же люди проедают, они же ничего не делают для блага, только тормозят решение вот и жилищной проблемы.

Следующим выступил А.Н. Ткачёв, губернатор Краснодарского края.

Он остановился на вопросах образования. Экономика страны на подъёме. Ей требуются тысячи квалифицированных рук. Но мы живём во времена парадоксов, когда каждый второй имеет высшее образование, а дефицит специалистов на предприятиях всё равно сохраняется, в том числе экономистов и юристов, которых только на Кубани ежегодно почти одна треть от числа выпускников вузов. Бизнес чётко ориентирован на потребителя. Но в образовании многое по старинке. А ведь высшая школа тоже выпускает свой продукт и тратит на него огромные бюджетные средства. Но этот товар нередко не продаётся. Получается, что огромные затраты просто не окупаются, уходят в песок.

Ориентиром и мотивацией для высшей школы должен стать спрос на рынке труда. Уверен, надо выпускать востребованных экономикой специалистов, учить не ради обучения, а грамотно вести менеджмент, отвечать на потребности рынка и, самое главное, нести ответственность за результат. На деле, увы, далеко не так. Во многих вузах, особенно в филиалах, дают дипломы, а не образование. Качество образования безнадёжно отстает от современных требований. Как раз поэтому мы и имеем колоссальный процент невостребованных специалистов с высшим образованием. И даже тех, кто пришёл работать по профилю, часто вынуждены переучивать уже на производстве. Поэтому первый совет работодателей молодому специалисту остается прежним: забудь, чему тебя учили пять лет.

Я считаю, что необходимо решительно избавляться от излишней теории в обучении, чтобы уже с первого курса студент знал, куда он пойдёт работать по окончании, а преподаватель и ректор напрямую отвечали за то, насколько выпускник, которому они выдали диплом, соответствует профессии и требованиям времени. Ректоры, по сути, призваны быть менеджерами и обеспечивать эффективность работы вуза, но часть из них привыкла быть как на пожизненном княжестве и за эту самую эффективность никоим образом не отвечает. Да просто с них спросить некому. Процедура снятия ректора настолько сложна, что защищает их практически при любых результатах. В иных случаях ректорская неприкосновенность окажется даже посильнее депутатской, а между тем количество вузовских мест уже сравнялось с количеством выпускников школ. Только в Краснодарском крае работают более 140 вузов: 62 – частных и 80 – государственных... Закрыть хотя бы один вуз – почти нерешаемая проблема. Если с филиалом госвуза ещё как-то можно справиться, то частные надёжно прикрыты так называемой бронёй закона. Критерии оценки качества работы учебного заведения есть, но, опираясь на них, отозвать у него лицензию, а тем более закрыть, практически невозможно. Проще выпустить джинна из бутылки, открывая новые вузы и филиалы, чем поместить его обратно, а ведь это когда-то нужно делать. Предлагаю разработать более жёсткие требования критериев оценки в части лицензирования и таким образом избавиться от неэффективно работающих вузов и филиалов-карликов.

Завершая встречу, Президент отметил, что принятая программа развития в 2000 году до 2010-го, конечно, сыграла свою положительную роль, потому что мы определили приоритеты развития, что чрезвычайно важно. И в целом мы идём практически в графике выполнения достижения тех целей, которые мы поставили.

С учётом сегодняшнего обсуждения, с учётом ваших предложений, в том числе по лучшей организации в строительном секторе, в здравоохранении, в образовании, конечно, Правительство при подготовке стратегий развития до 2020 года должно будет сделать и сделает необходимые поправки. Я прошу и вас также внести соответствующие изменения в стратегии регионального развития, если они уже приняты, либо учесть наше сегодняшнее обсуждение и результаты нашего сегодняшнего обсуждения, если такие программы в каких-то регионах ещё обсуждаются и ещё находятся в стадии разработки.

И в завершение В.В. Путин сказал, что впереди у нас очень ответственный этап во внутриполитической жизни страны – выборы Президента Российской Федерации. Но работа административная, экономическая деятельность должна идти без сбоев. Прошу и вас, и ваши аппараты, региональные правительства не только обеспечить свободное волеизъявление граждан, – а это наша с вами конституционная обязанность – обеспечить демократический процесс выборов Президента России, – но и обеспечить и административную, и экономическую деятельность в регионах самым наилучшим образом.

По стенографическому отчету www.kremlin.ru

Фото пресс-службы

Президента России.